А вообще, нужны ли паломнические путешествия? Не странный ли вопрос? Вроде бы ответ дан самой жизнью – и теперь те храмы, при которых имеются соответствующие службы, публикуют обоснования паломничества, приводя примеры и из времени земной жизни Спасителя, и еще более ранние. И с этим спорить не станешь. Но и – как же немало очень хороших пастырей, особенно монастырских, категорически не рекомендующих сего занятия, именуя его – суетой! Не забуду урока, данного нашей разно воцерковленной группе летом 2005 года в одной знаменитейшей обители Севера. Через два дня за нарушения в странноприимном доме устава нас вежливо и твердо попросили оттуда съехать. А планов-то оставалось – громадье… «Проглотить» такое наказание всей путешествующей братии из-за нескольких провинившихся – это не умещалось в сознании. Отец наместник был, что называется, непробиваем, и в последний наш вечер в древних стенах я пошел к братскому духовнику – тихому, благоуветливому пожилому иеромонаху Феодосию. Застал я его за фортепиано. Все, что я услышал в ответ на свои жалобы, было сказано с самым глубоким сочувствием – и все сводилось к следующему: а вы что – приехали смотреть на эти старые кирпичи? Умудренный в подвиге батюшка хорошо видел, зачем мы, по правде сказать, здесь появились… И сейчас я, бродяга до мозга костей, – я всецело с теми, вторыми, монастырскими. В моей судьбе было много разлук. Я прожил в боевой готовности к упреку на очередной исповеди в новом месте: «Не живете вы жизнью общины», – или к «прозорливому» замечанию цыганки там же, только снаружи у дверей: «Не набегался?» Наверное, все-таки хорошо, если в жизни, хоть в сорок лет, хоть в семьдесят, наступает пора, когда и Киевом, и Иерусалимом становится для тебя один-единственный родной храм. И когда понимаешь, что всю-то жизнь ты шел именно сюда – вот по тем самым многотысячекилометровым дорогам… Сергей Довженко |