Успенский собор в Петушках

Текст: 

Церковь построена на месте, которое издревле называлось «Поповка». По преданиям, здесь стоял деревянный храм, который сожгли отряды Батыя. Восстановленная церковь была уничтожена уже в Смутное время. Место до начала строительства Свято-Успенского храма осенял установленный местными жителями деревянный крест.

Каменную церковь на собственные средства начал строить в сентябре 1904 года московский промышленник и предприниматель Иван Павлович Кузнецов, судьба семьи которого была связана с Петушками. Уникальная трёхчастная церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в русском стиле, характерном для конца XIX — начала XX веков, и представляет собой редкий для Владимирской области памятник, который исследователи относят к направлению «ретросиентивизм» являющемуся разновидностью позднего модерна.

Большинство предметов для совершения обрядов было выполнено московской фабрикой «Товарищество П. И. Оловянишникова», которую считали лучшей по производству церковной утвари в начале XX века.

18—19 июля (по старому стилю) 1910 года состоялось торжественное освещение храма. А деревне Петушки был присвоен статус села.

Первым настоятелем Свято-Успенского храма стал Пётр Григорьевич Покровский. Он оставался настоятелем до своей смерти в 1954 году.

В советское время храм не закрывался. В начале тридцатых годов с колокольни Свято-Успенского храма были сброшены большие и малые колокола. Многие из них раскололись. Во второй половине XX века удалось вернуть в храм несколько малых колоколов, а языки больших хранятся на колокольне церкви.

Особую ценность представляет внутреннее убранство храма. Удивительное архитектурное пространство, живописное оформление и предметы декоративно-прикладного искусства не имеют аналогов. Чудесен резной дубовый иконостас, на общем темном фоне которого золотом сияют иконы. Живописные орнаменты храма, изображения херувимов на иконостасе, святых на столпах и стенах, а также некоторые сюжеты настенных росписей перекликаются с монументальными произведениями В. М. ВаснецоваВ. Д. Поленова и других художников.

И живопись, и предметы декоративно-прикладного искусства отличаются высоким профессионализмом исполнения и единой стилевой направленностью. Неповторим комплекс бронзовых предметов церкви, в которых прослеживаются раннехристианские мотивы: ограды солеи, фонари, большие и малые паникадила, хоругви, подсвечники.

Многое из убранства храма сохранилось со времени его открытия в 1910 году.