Первый пункт экскурсии в Ростов Великий - Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь. Большая история старинного города начинается именно здесь.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Яковлевский монастырь был основан в конце XIV в. епископом Иаковом, который возглавлял Ростовскую епархию с 1386 по 1389 гг. Будучи изгнан с епископской кафедры ростовским князем и жителями города, епископ Иаков покинул паству и избрал местом своего пребывания западную окраину Ростова. По словам Жития, святитель, “исходя из града и пришед на озеро, сняв с себя мантию свою святительскую, положив на воде и знаменовася крестным троеперстным знамением, став на мантии своей и поплове по озеру к месту, иде же ныне во имя его нарицается Яковлевский монастырь; мантия святому Иакову бе ладьей, веслом же - молитвы его святые и незлобие пастырское”. Чудо, сотворенное ростовским владыкой, было предназначено освятить место основания будущего монастыря и служить свидетельством того, что оно избрано не по воле человеческой, но при помощи Божественного промысла.
Рядом с Яковлевской обителью находился мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией († 1271), женой князя Василько Константиновича, русского героя и князя-мученика, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря.
Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Позднее, во второй половине XVIII в. два эти монастыря составят единое целое, причем, более древний и богатый Спасский будет приписан к Яковлевскому.
Второй этап истории Яковлевского монастыря открывается со времени его присоединения к Ростовскому архиерейскому дому, которое произошло в середине XVII в. Статус приписного он сохранял за собой более ста лет, вплоть до монастырской реформы 1764 г.
В середине 50-х годов XVII столетия последовал именной указ царя Алексея Михайловича о приписке Зачатиевского Яковлевского монастыря к Ростовскому архиерейскому дому, на что была дана благословенная грамота патриарха Никона. В царском указе прямо обозначена причина присоединения − “для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре, а в Ростове де в соборной церкви был он Ияков епископ, сопрестольник Ростовским чудотворцам". В кафедральном Успенском соборе при архиерейском доме покоились мощи четырех ростовских святителей: епископов Леонтия, Исайи, Игнатия и архиепископа Феодора. Мощи их сопрестольника, епископа Иакова находились под спудом в соборной церкви Яковлевского монастыря. Именно это обстоятельство и явилось главным обоснованием присоединения этой обители к архиерейскому дому.
Приписка к архиерейскому дому имела для Яковлевского монастыря огромное значение. Ростовскую кафедру в это время возглавлял митрополит Иона Сысоевич. Он немало сделал для монастыря, с его именем связано сооружение в обители первого каменного храма. Сохранился текст челобитной, поданной митрополитом Ионой на царское имя 24 января 1690 г., которая так характеризует состояние монастыря и изменения, произведенные в нем по воле владыки: “... в Ростове на посаде ... великих князей богомолье, Зачатейский монастырь, где лежат мощи Иакова, епископа Ростовского Чудотворца, от морового поветрия стояло впусте, церковь Божия обветшала и ограда огнила ... и в 195 (1686/87) году ...богомолец ... Иона, митрополит Ростовский и Ярославский построил каменную церковь во имя живоначальныя Троицы, и стенным письмом подписал, и ограду около того монастыря оградил, и игумена в тот монастырь поставил”. Таким образом, на новом этапе своей истории Яковлевский монастырь получил прочное материальное основание. Вместо деревянной Зачатиевской церкви в нем появился каменный Троицкий храм. По настоянию митрополита Ионы монастырский собор был переименован из Зачатиевского в Троицкий, но середине XVIII века монастырскому собору было возвращено прежнее название.
XVIII столетие в истории Зачатиевского Яковлевского монастыря отмечено знаменательными событиями, круто изменившими его последующую судьбу. Они связаны с именем ростовского митрополита Димитрия (1702-1709).
Вопреки церковной традиции, согласно которой местом захоронения епархиального владыки должен служить кафедральный храм, митрополит Димитрий в своем завещании определил местом своего упокоения ударенный от центра города Яковлевский монастырь, назвав храм, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. В 1709 г., в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. 25 ноября тело святителя было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме.
Упрочив материальное благосостояние, Яковлевский монастырь начинает каменное строительство. В 1725 г. к единственной церкви обители − Троицкому собору с северной стороны был присоединен придел, который, в память первосозданного святым Иаковом храма, был освящен в честь Зачатия Св. Анны. Через два десятилетия, в 1754 г., по распоряжению ростовского митрополита Арсения Троицкая церковь была переименована в Зачатиевскую, а новоустроенный придел получил имя Иакова Ростовского. Таким образом, главному монастырскому храму было возвращено его первоначальное наименование, а придельный храм посвящался основателю монастыря. По всей видимости, это был первый престол, освященный в честь ростовского святителя Иакова.
В 1752 г. в Яковлевском монастыре были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского. Началось с того, что над его могилой в юго-западном углу Троицкого храма, осел чугунный пол. В сентябре 1752 г. приступили к ремонтным работам. После снятия плит, удаления земли и щебня, открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита Димитрия, в коем были обретены мощи святителя. Первое освидетельствование мощей произвел ростовский митрополит Арсений. Для временного хранения обретенных святыни на месте захоронения была устроена каменная гробница. Обо всем происшедшем митрополит Арсений незамедлительно донес в Синод.
Молва о новообретенных мощах Димитрия Ростовского распространялась по России. В Ростове при мощах Димитрия совершались чудотворения. Исцеления происходили и в других местах России при обращении к святителю Димитрию, по молитве к нему. Между тем, производство официальной канонизации затянулась на несколько лет. Нетленность мощей и истинность исцелений, происходивших при гробе Димитрия, долго и тщательно проверялись. Только 1 апреля 1757 г., в первый день Пасхальной седьмицы, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения − 21 сентября, также как и день кончины владыки − 28 октября, назначались днями празднования новому святому.
Императрица Елизавета Петровна пожаловала св. Димитрию серебряную раку и облачение из золотой парчи. В торжествах по случаю переложения мощей св. Димитрия в новую раку, происходивших в Ростове 25 мая 1763 г., присутствовала Екатерина II.
Монастырская реформа 1764 г., в ходе которой была упразднена треть русских монастырей, не нанесла Яковлевской обители ощутимого урона. Монастырь, хранящий мощи новоявленного святого, не подлежал упразднению. Правда, вначале он был причислен к заштатным монастырям, то есть оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, менее года.
Итак, в середине XVII в. епархиальный центр взял Яковлевский монастырь на свое содержание и это, по большому счету, спасло обители жизнь. Об изменениях к лучшему красноречивее всего свидетельствует сооружение в монастыре первого каменного собора, возведенного по воле ростовского митрополита Ионы на средства архиерейского дома.
Наиболее значимыми событиями рассматриваемого периода, во многом определившими последующее процветание монастыря, явились выбор обители ростовским митрополитом Димитрием в качестве места своего захоронения, обретение его мощей и канонизация.
В середине XVIII в. святыни Яковлевской обители умножились. Теперь, помимо, скрытых под спудом, мощей основателя монастыря − епископа Иакова, монастырь освящали мощи его сопрестольника − митрополита Димитрия. Канонизация и прославление Димитрия Ростовского обусловили расцвет Яковлевской обители. Важно осознавать, что новому небесному покровителю Яковлевский монастырь был обязан не только известностью и богатством, но и самим сохранением своего существования, поскольку слава и всенародное почитание св. Димитрия позволили обители благополучно пережить монастырскую реформу 1764 г. и избежать неминуемого упразднения.