Собор Рождества Богородицы

 

На второй день поездки мы посетим монастырь Рождества Богородицы в Ферапонтово. Главным украшением и святыней монастыря является собор Рождества Богородицы, в котором сохранились фрески, созданные в 1502 году артелью Дионисия. На экскурсии в соборе мы увидим и услышим подробный рассказ об этих уникальных фресках, площадь которых шестьсот квадратных метров. Продолжительность экскурсии по собору 45 минут. Обзорная экскурсия также длится 45 минут. А потом мы имеем достаточно времени, чтобы полюбоваться Бородаевским озером, речкой Пасхой, посетить маленькие магазинчики с фотографиями и книгами

 

История собора Рождества Богородицы

Более шестисот лет насчитывает  собор Рождества Богородицы в Ферапонтове.

Со скромной деревянной кельи преподобного Ферапонта началась обитель, которой суждено было на несколько столетий стать центром культурно-просветительского и политического влияния. Пожар уничтожил деревянную церковь Рождества Богородицы, построенную ещё при Ферапонте, в 1408 году. Игумен монастыря, архиепископ ростовский Иоасаф, выделил средства на постройку каменной церкви. Пригласил он для этого ростовских мастеров, которые и возвели собор с главным престолом в честь Рождества Богородицы и приделом святителя Николая.

Расписывать новый храм пригласили знаменитого иконописца Дионисия с сыновьями Владимиром и Феодосием. Об этом свидетельствует надпись, сохранившаяся в софите северной двери: «В лето 7010 месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Исуса Христа начата бысть подписывана церковь. А кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8 на Рождество Пресвятыа владычица нашыа Богородица Мариа. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси, при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О, владыко Христе, все царю, избави их господи мук вечных».

Поразительно, что огромная площадь стен – 600 квадратных метров — была расписана тремя мастерами за 34 дня! Сначала наносился слой специальной штукатурки – левкаса, по разглаженному и высохшему левкасу наносили рисунок древесным углем, затем по контуру рисунок обводили «чернилом».

Многие годы бытовал миф, что краски, которыми работали Дионисий и сыновья, были ими сделаны из гальки, собранной на берегу озера. Но исследования, проведённые учёными, доказали, что это не так. Иконописцы пользовались дорогими привозными красками, они давали чистые и нежные тона. Их названия звучат как журчание воды в ручье: лазорь, червлень, киноварь, белила, празелень…

В росписях храма Рождества Богородицы преобладает синий небесный цвет – «стенописная лазорь», приготовляемая из минерала лазурита. Прозрачный зелёный – празелень — краска из группы натуральных земель (веронская, богемская земля и др.), красящим началом которых является минерал глауконит. Но одно из главных мест в росписи занимает белый цвет, который давали свинцовые белила.

Церковь посвящена событию радостному – рождению Матери Божьей – и утончённые, высокие фигуры святых, их прекрасные лики, светлые краски фресок создают ощущение праздничное и вместе с тем торжественное. Не зря их создатель ещё в молодые годы заслужил репутацию «мастера преизящного»

Эту работу Дионисий выполнил без оплаты, чудесные фрески были его пожертвованием монастырю на вечное поминание, то есть до тех пор, покуда стоит храм Рождества Богородицы. Впоследствии имя иконописца никогда больше не упоминается в документах, возможно, он вскоре умер. Есть еще мнение, что за какое-то время до кончины Дионисий принял монашеский постриг и остаток дней провел в безмолвии и молитвах.

В 1924 году монастырь был закрыт, а в 1930-х года здесь возник Музей фресок Дионисия. Охрану памятника культуры нёс один сторож, о котором до сих пор тепло вспоминают работники музея. Этому человеку удалось сохранить старинные здания от вандализма,

Нашлись учёные -реставраторы, которые сумели разработать методику очистки фресок от скопившейся на них грязи: птичьего помёта, плесени, копоти, пыли. Долгий кропотливый труд по расчистке и закреплению красочного слоя занял тридцать пять лет. Увы, из тех, кто положил жизнь на то, чтобы мы могли любоваться прекрасной стенной росписью храма Рождества Богородицы, в живых осталось лишь двое. Они и сейчас, не смотря на почтенный возраст, приезжают каждый год проверить состояние фресок, но последователей у них нет. Так что экскурсовод настоятельно призывала нас приезжать и любоваться прекрасными творениями Дионисия пока есть такая возможность.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.