поход "России чистая душа" 23 ноября 2014

По следам литературно-паломнического похода «России чистая душа»

…На земле напротив Рая,

Ночью в пламени сгорая,

Днем со свистом пролетая

Перед Богом Вседержащим,

Любящим и Вездесущим,

Я живу мне данным веком,

То пылая, то порхая,

Падая и вновь взлетая

И от всей души желая

Быть за все благодарящим,

В боли радостью живущим

Настоящим человеком.

Автор этого и многих других стихотворений – наш современник Максим Савечко. Он родился в Вологде в 1980 году. Бог отпустил ему для творчества только лето 2011 года, но и за это время он успел сказать свое слово о жизни и любви, добре и зле, о Боге и Вере.

Он писал вдохновенно, радовался каждой строчке и свои стихи и рассказы, похожие на притчи, щедро дарил людям – родным и знакомым. Лишенный возможности свободно передвигаться, Максим вел большую переписку с друзьями по университету и аспирантуре, со всеми, кто пытался помочь ему, поддержать и настроить на творческую волну.

25 ноября 2011 года земная жизнь Максима Савечко окончилась. Один из друзей семьи написал в Интернете:

«Наверное, люди с обнаженными нервами не могут долго задерживаться на Земле… Христианская жизнь Максима Савечко – как трепетная свеча в храме: горит, торопится рассказать о своей любви к Господу и людям.

Он успел. Он догорел. Он рассказал…

И о нем тоже сказал поэт:

“Нет, весь я не умру…”»

Переписку, начатую сыном с друзьями и близкими ему по духу людьми, продолжила его мама. В 2012 году в родной Вологде на средства родителей, Антонины Александровны и Богдана Васильевича, издан трехтомник Максима «Слава Богу за все…», в котором ими собрано все, связанное с сыном.

А 23 ноября 2014 года Сергей Довженко провел по благословенной земле подмосковного Муранова однодневный литературно-паломнический поход «России чистая душа», который был посвящен трехлетию памяти Максима Савечко. В походе участвовала и родная сестра Максима – Виктория, которая затем прислала большое письмо, где описала свои впечатления от похода:

Поход по Мурановской земле,

посвященный трехлетию памяти Максима Савечко

Выехала я из Вологды вечером 22 ноября поездом Северодвинск – Москва. В Москву приехала в 6.30 утра. Сергей меня ждал у вагона. Мы с ним сразу же пошли на пригородный поезд, который отправлялся через семь минут, проехали несколько остановок и вышли на станции «Поселок Черкизово». Там находится храм Покрова Богородицы, где служит его духовный наставник протоиерей отец Феодор.

Мы шли по поселку, было темно, вдалеке виднелся храм постройки 1904 года. По дороге к нам подошли два молодых человека, мило поздоровались и представились: Михаил и Гавриил. Сергей представил меня – Савечко Виктория Богдановна. Мальчики переглянулись, они меня знали по книгам.

Мы пришли в храм, там уже началась ранняя литургия. Сергей причащался. Храм очень красивый, внутри росписи. В храме есть мощи  старцев Смоленской Зосимовой пустыни и одного из последних святых – преподобноисповедника Леонтия Михайловского, скончавшегося в 1972 году. Были привезены мощи святителя Нектария Эгинского, в монастыре которого на Родосе я была этим летом.

После окончания службы мы ждали, когда выйдет отец Феодор: Сергей очень хотел меня с ним познакомить. Михаил и Гавриил крутились около нас, не оставляли ни на минуту. Они говорили, что они неразлучны и ходят всегда вместе.

Внезапно в храме появился мужчина лет пятидесяти. Он стоял посреди храма и плакал навзрыд. Громко. Не стесняясь. Он был похож на ребенка. Слезы его текли по лицу. Он причитал, всхлипывал. Служительница храма подошла к нему, дала ему свечки, попоила водой, пытаясь его успокоить. Оказывается, это был местный блаженный Алеша. У меня защемило внутри. Я не могла смотреть, как здоровый мужик просто рыдает. Я подошла, погладила его по голове как ребенка. Он то замолкал, то снова начинал плакать.

Вышел отец Феодор. Мы с ним поговорили, благословились и отправились на станцию. Мы должны были сесть в электричку, в которой уже ехали остальные участники похода.

Пока мы ждали, к нам подошла семья: мужчина лет 40 с женой и мальчиком Мишей 14 лет. Они узнали про поход по Интернету и решили присоединиться – а почему бы и нет, поход бесплатный, можно провести воскресное время.

В вагоне было много народу, но наших туристов можно было сразу узнать. Публика была разная. Бабульки, одетые абсолютно не по-походному, в норковых шапочках, пальтишках, с рюкзачками, к которым привязаны складные стульчики. Была тетенька, увлекающаяся скандинавской ходьбой, с двумя лыжными палками и красной бейсболке. Закаленная Ольга лет шестидесяти, практически не одетая. Она молится «богу Солнца», голодает, обливается холодной водой. Была еще Елена, беременная и с двумя девочками пяти и семи лет. Ну вот примерно такая разношерстная публика. Всего путешествующих было 25 человек.

Мы доехали до станции Софрино, потом пересели в маршрутку, после нее начался наш пеший маршрут. Погода была хорошая, выглянуло солнце, было не холодно. Шли все бойко. Заходили в какие-то лесочки, шли мимо дачных поселков, где москвичи строят свои шикарные дома. В парке мы сделали небольшой привал. После этого двинулись дальше.

Посетили часовню со строящейся колокольней в военном городке Софрино-1. Дальше пошли в лес к месту, где проходила литературная часть похода. Пока мы шли, дети устали, начали плакать, особенно пятилетняя Юля. Михаил и Гавриил развлекали детей, как могли, придумывали разные игры и помогали беременной маме идти. И вообще следили за всеми участниками похода, людей, большинству из которых было за шестьдесят. Но бабульки, которым и за семьдесят, шли очень резво, несмотря на свою не совсем (внешне) готовность к походу. Пока мы шли, в беседу со мной никто не вступал. Так, поглядывали на меня, какая-то новенькая. Только одна женщина спросила: «Вы откуда?», я ответила, что из Вологды, но она не поняла.

Мы пришли к месту нашего окончательного привала, где мы должны были провести часа три. Сергей поставил задачу собрать сухих веток, чтобы разжечь костер. Тут же эти бабульки преобразились. Из рюкзачков они извлекли пилы разных размеров и стали пилить деревья! Минут через пятнадцать была готова большая куча дров, и Сергей разжег костер.

Все расселись вокруг костра, и Сергей вместе с Михаилом прочитали молитву (Михаил – студент третьего курса богословского факультета). Затем Сергей начал рассказ о Максиме, его жизни, его произведениях, прочитал частично комментарии матери. У него так все умело переплеталось! Он  анализировал его произведения, тут же приводил комментарии матери, очень ловко орудовал книгами Максима, было видно, что он их знает близко к тексту. Было прочитано письмо «До свидания, бабушка», рассказано о жизни Максима, его детстве. Все было очень интересно, читал он с такой интонацией, что некоторые стихи и рассказ «Как святой у сатаны учился» я услышала как бы заново. У Сергея хорошо поставленный голос, дикция и есть какие-то артистические задатки. Для всех было сюрпризом, когда он сказал, что присутствует родная сестра Максима, что она приехала из города Вологды. Люди так все оживились, заинтересовались мной. В конце своего разговора он предоставил мне слово, и я поблагодарила за то, что они пришли в этот поход, что они интересовались книгами, читали их. Некоторые услышали это все впервые, но все слушали очень внимательно, и у всех на лице я увидела сочувствие, сострадание, в глазах слезы.

Я думаю, что Сергей сумел затронуть в душе каждого человека что-то личное, сокровенное, о чем-то заставил задуматься, что-то вспомнить.

На поляне была тишина. Многие плакали. Тетенька, которая молится богу Солнца, сказала, что уже слышала рассказ «Как  святой у сатаны учился» по радио в православной передаче совершенно случайно, так как она неверующий человек.

В конце своей речи я прочитала свое стихотворение, которое посвятила трехлетию памяти своего брата. Не судите строго, так как я не поэт.

Догорают церковные свечи,

Но не стынет любовь здесь в сердцах…

Духом рядом ты – здесь, недалече,

А живешь у святых в небесах.

Ты, звездою, прошел над землею,

Но не скрылся в небесной дали.

И сердца зажигал нам зарею,

И любовь нам свою ты дарил.

Как мне, грешной, с потерей смириться?

Как утрату понять и принять?

Божьей Матери стану молиться,

У Христа утешенья искать.

Прогоню я тоску и печали.

Божью волю принять нелегко.

Буду помнить тебя, братец милый,

Нам до встречи с тобой далеко.

После окончания литературной части была общая трапеза. Тут бабульки из своих рюкзаков достали капусточку, кашку, селедочку, котлетки из фасоли… в общем, накрыли стол. На костер водрузили котел с водой, вскипятили, заварили чай.

Все обратили на меня внимание, каждому хотелось ко мне подойти, со мной поговорить, меня потрогать, рассказать о чем-то своем сокровенном, попросить совета, спросить о Максиме. А один из сердобольных дедушек усердно пытался меня кормить котлетками из фасоли, а есть совсем не хотелось. Интересно, что Игорь, папа мальчика Миши 14 лет из той семьи, которая подсела к нам,  сказал мне, что он думал, что тут бабульки богомольные придут в лес, развесят иконы и будут молиться, а тут он услышал такой чудный рассказ, познакомился с таким великолепным человеком… у него глаза были полные слез, он меня благодарил, что я приехала, что он со мной смог познакомиться, наверно, что-то внутри стронулось с места у этого неверующего Игоря.

Потом Сергей достал ноутбук, где были фотографии Максима, которые переслала мама, попросил меня прокомментировать. Кто хотел – подошел, посмотрел.

Очень тронуло меня то, что по окончании литературной части Сергей и Михаил спели литию по Максиму, нашей бабушке Шуре и Владимиру Кудрявцеву, издателю книг Максима.

После этого мы прибрали свое место отдыха и двинулись в обратный путь. Уже стало темнеть. Мы пошли в Мураново к святым источникам Ильи Пророка и Петра и Павла. Из следующей деревни Сергей вызвал мне такси, чтобы отправить меня на станцию, а то я могла опоздать на поезд. Остальные двинулись дальше в храм на вечернюю службу.

Прощание было очень теплым. Многие просили моего телефона, обещали приехать в Вологду. Особенно обещались Михаил и Гавриил. Гавриил как поднял свои глаза, полные слез: «А можно я к вам приеду?» Как я могла сказать, что нет. Ответила: «Будешь жить у меня».

Дети и беременная Лена очень устали. Дети просились домой. Для девочек это утомительная прогулка. Подошла машина, и там оказалось еще три свободных места. Такси оплатили из их паломнического фонда. И как вы думаете, кому достались эти три места? Не угадали. Очень быстро и ловко туда вскочила семья с мальчиком Мишей. Они так устали, а дети и беременная женщина пускай идут в храм на службу, им полезно Богу молиться.

В Москву я приехала через час. Еще через полтора часа был мой поезд в Вологду. Я шла по перрону, у меня болело все: кости, суставы, мышцы и все внутри. Но больше всего у меня болела душа.

В Вологду я приехала в четыре утра. К десяти поехала на работу. А там, как обычно, день…

Виктория Савечко, г. Вологда

…Это стихотворение Максим написал, когда ему было всего восемнадцать лет:

Царство белого песка

На деревья и кусты,

Покрывая бело-синим

Все тропинки и мосты.

И ко мне с улыбкой грустной

Подойдет, в глаза не глядя,

И на плечи мне опустит

Бархатный из снега саван.

Припорошит сединою,

Холодом своим согреет.

И прохладною волною

Пылкий разум мой овеет.

Инеем сомкнет мне губы

И покроет настом очи,

И засну я на коленях

У полярной долгой ночи.

А это – одно из последних:

Мечта

Море земное мятется и бедствует,

Темная бездна покрыта волнами;

Мирно покоится море небесное

Далью лазурною меж облаками.

Душа, истомившись по миру небесному,

Тихо скользнет из объятий беспечности

И поплывет через бури житейские

С берега времени к берегу вечности.

Тьму разгоняя надеждой таинственной,

Крылья расправит небесная птица,

И на прощанье во взгляде единственном

В зеркале неба земля отразится.