Покровский монастырь в Суздале

 

В Суздале за всю его многовековую историю существовало около пятнадцати монастырей, их основателями были местные епископы и представители княжеских династий. Несомненно, монастыри явились для Суздальской земли важными очагами духовно-нравственного просвещения, центрами благотворительности, средоточием высокого христианского подвижничества. А имена преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии Суздальских вошли не только в летопись местного края, но навсегда вписаны в историю русской святости.

В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел собеседник и спостник великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский. Благодаря высокому примеру его жизни и его наставлениям Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о монастыре святым подвижником: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской».

Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизались преподобная Елена (впоследствии первая игумения Московского Новодевичьего монастыря) и преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, супруга Василия III. Их подвижническая жизнь привлекла в монастырь представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы. 

О духовном величии Покровской обители свидетельствовало величие и благолепие ее храмов. Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский Василий III. Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Честных Древ Креста Господня. В 1518 году закончилось строительство главного монастырского собора в честь Покрова Богоматери. Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века. При игумении Василисе была выстроена теплая церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Грамотой от 6 ноября 1551 года царь Иван Грозный освободил Покровскую обитель от пошлины за провоз камня для ее постройки.

Старинное монастырское предание говорит, что игумения Василиса предрекла Грозному победу, когда царь в 1552 году шел через Суздаль походом на Казань. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Казань была взята. По возвращении своем государь вложил в Покровскую обитель чудотворный образ Богоматери, богато украшенный драгоценными камнями, золотом и жемчугом.

Внимание царственных особ к Покровскому монастырю выражалось не только в строительстве здесь каменных церквей, жаловании богатых даров и вотчин, но и в неоднократных посещениях ими этой обители. Известно, что в 1563 году на богомолье сюда приезжала супруга Ивана Грозного царица Мария, а в следующем году и сам государь с царицей и наследником приезжали в монастырь на престольный праздник. В 1682 году обитель посетили царь Федор Алексеевич с царевнами Софьей, Марией и Феодосией.

При нашествии поляков в 1609 году Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Монастырское предание рассказывает, когда предводитель польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя».

Одна из страниц истории монастыря связана с пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Она отправлена была сюда в 1698 году за несогласие с проводимыми реформами. С западной стороны Благовещенской надвратной церкви для царицы устроили особые кельи. В 1712 году у южной стены монастыря она выстроила небольшой Никольский храм с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.

В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре сына против державного отца. По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена из Суздаля в Старо-Ладожский Успенский монастырь. С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость как государственную преступницу. Когда русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре. Прожив здесь четыре года, царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.

В 1913 году в связи с празднованием 300-летия династии Романовых Покровскую обитель посетил император Николай II с великими княжнами. Особое внимание государя было уделено монастырской ризнице, хранившей старинные вклады именитых особ.

Многовековой уклад монашеской жизни нарушили революционные события 1917 года. Со стороны новой власти начались вмешательства, притеснения, реквизиции. В те годы настоятельницей Покровского монастыря была игумения Мария (Либеровская). Ей пришлось перенести много испытаний и видеть жестокое разорение своей обители. В 1937 году игумения Мария была расстреляна, пострадали за веру в те годы еще несколько сестер монастыря.

Дата закрытия обители – 3 февраля 1923 года. По воспоминаниям, часть сестер уехала из города к родным, другая – на Кавказ устраивать новую общину, некоторые остались в Суздале, из милости их принимали к себе в дома местные жители.

После выселения сестер все здания монастыря были переданы в ведение местного музея. Храмы стояли опечатанными, монастырские дома стали сдавать под жилье, ветхие хозяйственные и жилые строения продавались на слом. Особая комиссия в июне 1923 года произвела в храмах изъятие ценностей. В 1931 году монастырь был передан в распоря­жение политизолятора и закрыт для посторонних лиц. Сюда въехала организация под названием БОН – База осо­бого назначения. Монастырские здания были приспособлены для размещения на­учных лабораторий и мастерских. Когда в 1933 году обрушилась юго-восточная часть ограды, для ее восста­новления в фундамент новой стены положили старинные плиты монастырского некрополя. После того, как БОН выехала из монастыря, ее место занял детский дом, затем военная часть. Разорение обители в тот период шло очень быстро: в храмах выламывали полы и окна, снимали кровлю, пробивали своды, была разобрана северная часть ограды, монастырские строения разбирались для добычи кирпича.

Но Промыслом Божиим обитель Покрова не была разорена до конца. Еще во время Великой Отечественной войны древний Суздаль привлек к себе внимание крупных специалистов-реставраторов. В I944 году в присутствии П. Д. Барановского было произведено обследование Покровского монастыря. В победоносном 1945 году его включили в список объектов, подлежавших реставрации. Она велась в 1950-1960-е годы по проектам архитекторов Е. А. Архипова и И. А. Столетова. По завершении восстановительных работ в монастырских зданиях разместились экспозиции музея и гостиница «Покровская».

Покровский монастырь стал первым возрожденным монастырем в Суздале. Монашеская жизнь возродилась в нем в 1992 году. На Пасху 26 апреля после 70-летнего перерыва в усыпальнице Покровского собора прошла первая служба. Настоятельницей монастыря была поставлена матушка София (Комарова), которая возглавляла обитель 24 года (1992–2016).

С возрождением монастыря возобновилось почитание преподобной Софии Суздальской. 14 августа 1995 года в усыпальнице Покровского собора было совершено обретение ее мощей.

В январе 2005 года был передан зимний храм в честь Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы. В 2008 году деревянные дома, расположенные по периметру монастырских стен, были переданы обители, что способствовало расширению ее социального и духовно-просветительского служения. В тот год обитель взяла на воспитание восемь девочек-сирот, увеличила число мест для принятия паломников.

4 апреля 2016 года матушка игумения София (Комарова), понеся нелегкие труды по возрождению монастыря, отошла ко Господу и была погребена у алтаря Покровского собора. 14 августа в сан игумении была возведена монахиня Екатерина (Кожевникова), которая стала преемницей матушки Софии.

Возрожденная обитель Покрова Богоматери – одно из мест православного паломничества, поклониться ее святыням приезжают многочисленные паломники из разных регионов нашей страны и зарубежья.